Ребенок не говорит в 1 год. Как быть?
Вашей крохе исполнился 1 год, а вы все ждете первое слово? Или двухлетняя племянница вовсю рассказывает истории, а ваше чадо выговаривает только короткие предложения, а то и вовсе общается жестами? Почему же столь велики различия в речи малышей? Почему ребенок не говорит в 1 год, и как нужно действовать родителям, дабы поддержать свое чадо?
Пассивная речь
Подготовка к «говорению» начинается с речи пассивной: малыш четко понимает речь взрослого. Мышцы самого речевого аппарата тренируются с первых недель бытия. Движения языка, губ рефлекторны, но именно они помогут перевести пассивную речь в активную.
Первое правило родителей: как можно больше разговаривать с ребенком! По пути в магазин описывайте пейзажи, машины, облака. Рассказывайте о том, что делаете несложными четкими словами. Даже, если вы немногословны в обыденности, станьте немножечко болтуном! Если нет позитивного результата, идите к детскому врачу. Убедитесь, что малыш хорошо слышит и понимает ваши слова. Исключите этот фактор первым. Посетите кабинет логопеда. Возможно, имеют место быть мелкие нарушения в работе речевых мышц или несоответствующая длина уздечки языка. Не стоит обнадеживаться, думая, что, если дитя понимает речь, вникает в действие мультфильмов, то вот-вот проблема решится сама.
Постоянный диалог
Второе правило умелого взрослого: обсуждайте все, о чем только можно поговорить с ребенком. Постоянный диалог расшевелит малыша. Пусть не сразу, но он начнет отвечать и объяснять свои действия. Именно диалог, монолог хорош только, когда дитя очень мало. Если вы не перестраиваетесь и продолжаете говорить много, монотонно, не требуя ответа, для малыша речь зазвучит понятным общим фоном, необязательным к отклику.
Привлекайте малыша к совместным делам. Даже, если помощь его будет условна! Старайтесь дать интересные задания, даже взрослым приятнее говорить о чем-то захватывающем. Играйте в особые игры, требующие ответа! Выберите привлекательные игрушки, дайте им имена, постройте сюжет в форме «вопрос-ответ» или «приветствие». Выполняя молчаливые просьбы малыша, старайтесь дать образец речевого действия. «Ты хочешь пить? Нужно сказать: я хочу пить. На, пей водичку.» Не заставляйте проговорить просьбу сразу же. Входите в диалог постепенно, путем многократного повторения. Пусть малыш попытается сказать часть слова, потом повторит его полностью, а, затем, получится и фраза.
Ни в коем случае не попрекайте и не критикуйте ребенка. Он поймет только ваши отрицательные эмоции и еще больше замкнется в себе.