Как помочь ребенку с недостаточным объемом внимания
Если ребенок при чтении текста или стихотворения пропускает строки, на первых порах предложите ему пользоваться линейкой или полоской картона в качестве ограничителя (как это часто делают наборщики и корректоры). Плавно перемещая линейку от строки к строке, ребенок будет пользоваться ею как вспомогательным средством, чтобы не упустить важную информацию, которая содержится в каждой строке текста. Если же вы читаете электронные книги, а электронная библиотека уже перестала быть чем-то необычным, то проще всего будет воспользоваться программными тренажерами, позволяющими развивать внимание и скорость чтения.
Типичными для отработки навыков чтения являются упражнения, состоящие из простого перечня слов в несколько строк. В среднем в строке помещается 7—10 слов — достаточно ощутимый объем, который ребенку необходимо сразу удерживать во внимании. Если вы заметили, что ребенок читает торопливо, сбиваясь и при этом пропуская слова, значит, время срочно прийти ему на помощь. Торопливость ребенка связана как раз с недостаточным объемом внимания. У него постоянно возникает ощущение, что слова вот-вот ускользнут от его внимания, если он не успеет быстро их прочитать. Воспользуйтесь уже знакомой линейкой в качестве ограничителя с небольшим усовершенствованием. В полоске картона сделайте 2 параллельные вертикальные прорези и проденьте в них линейку. Линейку поместите под строкой, с которой ребенок начнет чтение, а полоску картона максимально сместите влево, как бы на «нулевую отметку». По мере чтения ребенок будет сдвигать влево полоску картона, открывая последующие слова. Таким образом на начальном этапе корректируются ошибки при чтении, вызванные недостаточным объемом внимания.
Запрещенный прием
В практике следует тщательно учитывать доступный ребенку объем внимания и ни в коем случае не создавать для него перегрузки. Не пытайтесь расширить объем внимания за счет усложнения основного материала и введения большого количества дополнительной информации. При освоении ребенком новой темы обращайте его внимание на то, как связан новый материал с тем, что он уже знает, помогайте соединять отдельные звенья в цепочку.